Направление в современной психологии,
основанное З. Фрейдом (1856-1939гг.) в начале XXвека. Ни одно направление не
приобрело столь громкой известности вне сферы психологии, как психоанализ. Его
идеи повлияли на искусство, литературу, медицину и другие области науки,
связанные с человеком.
Термин психоанализ имеет
три значения:
- теория личности и психопатологии;
- метод терапии личностных расстройств;
- метод изучения неосознанных мыслей и чувств человека.
Наиболее важен детский период
жизни во время которого закладываются стереотипы сексуального поведения,
являющиеся областью наиболее цензурируемых отношений. Именно в детском периоде
сознание каждого человека сталкивается с неразрешимыми противоречиями между
нормами морали и инстинктивными побуждениями в результате чего «запретное»
вытесняется, отдавая предпочтение социальной, семейной, религиозной морали, то
есть, уступая свое природное естество авторитету взрослых. Подобно айсбергу
большая часть психической деятельности скрыта под поверхностью сознания и
подвержена воздействию неконтролируемых сил – это было известно до Фрейда,
также как существовал и термин бессознательное. Фрейд детально исследовал
структуру осознаваемого и бессознательного и описал механизмы протекающих в них
процессов.
Фрейд применял топографическую
модель, согласно которой в психической жизни можно выделить три уровня:
- сознание;
- предсознание;
- бессознательное.
Уровень сознания состоит из
ощущений и переживаний, данных человеку в конкретный момент времени. Сознание
охватывает только малый процент всей информации, хранящейся в мозге, причем
часть ее осознается лишь в течение короткого периода, а затем быстро погружается
в предсознательное или бессознательное по мере того, как внимание человека
перемещается на другие сигналы.
Область предсознательного,
иногда называемая доступной памятью,включает в себя весь опыт, который не
осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание спонтанно или в
результате минимального усилия.
Самый глубокий и значимый пласт
человеческой психики — бессознательное. Это хранилище инстинктивных побуждений
плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены
и вытеснены в данную область, но именно такой неосознаваемый материал во многом
определяет повседневное функционирование человека. Бессознательные переживания
полностью недоступны сознанию людей, но в значительной степени определяют их
действия.
На основе многолетних
клинических наблюдений Фрейд сформулировал психологическую концепцию, согласно
которой психика человека состоит из трех уровней: Оно, Я, Сверх-Я. Такова
структурная модель психической жизни.
Оно — бессознательная часть
психики, бурлящий котел биологически врожденных инстинктивных влечений:
агрессивных и сексуальных. Оно насыщено сексуальной энергией — либидо. Человек
есть замкнутая энергетическая система, и количество этой энергии у каждого —
величина постоянная. Будучи бессознательным и иррациональным, Оно подчиняется
принципу удовольствия, т. е. последнее, как и счастье, — главная цель в жизни
человека.
Второй принцип поведения —
гомеостаз — тенденция к сохранению примерного внутреннего равновесия. Уровень Я
(Эго) — сознания — находится в состоянии постоянного конфликта с Оно, подавляет
сексуальные влечения. Он формируется под влиянием общества. На Я воздействуют
три силы: Оно, Сверх-Я и общество, которое предъявляет свои требования к
человеку. Я старается установить гармонию между ними, подчиняется не принципу
удовольствия, а принципу «реальности».
Сверх-Я служит носителем
моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль критика,
цензора, совести. Если Я примет решение или совершит действие в угоду Оно, но в
противовес Сверх-Я, то тогда испытает наказание в виде чувства вины, стыда,
укоров совести.
Я (Эго) ответственно за
принятие решений, стремясь выразить и удовлетворить желания Оно (Ид) в
соответствии с ограничениями, которые налагаются правилами общества, внешним
миром. Следовательно, Эго помогает обеспечивать безопасность и самосохранение
организма, анализируя, рассуждая, принимая решения.
Становление психики ребенка,
особенно Сверх-Я, происходит через преодоление эдипова комплекса. В греческом
мифе о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, скрыт, по мнению
Фрейда, ключ к якобы извечно тяготеющему над каждым мужчиной сексуальному
комплексу: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как
соперника, вызывающего одновременно и ненависть, и страх, и восхищение; мальчик
хочет походить на отца, одновременно желая ему смерти, и потому испытывает
чувство виновности, страшится своего родителя. Боясь кастрации, ребенок
преодолевает сексуальное влечение к матери, преодолевает эдипов комплекс (к 5-6
годам), и у него появляется Сверх-Я, совесть.
Сверх-Я, или Супер-Эго,
содержит систему ценностей и норм, совместимых с теми, которые приняты в
окружении человека и позволяют ему отличать, что хорошо и плохо, нравственно и
безнравственно. Фрейд разделил Супер-Эго на две подсистемы — совесть и
Эго-идеал. Первая означает способность к критической самооценке, наличие
моральных запретов и возникновение чувства вины у человека, когда он не сделал
того, что должен был. Эго-идеал формируется из того, что одобряют и высоко
ценят родители и сам человек, он ведет личность к установлению для себя высоких
стандартов.
Супер-Эго считается полностью
сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется самоконтролем. Но этот
принцип не согласован с реальностью. Супер-Эго пытается полностью подавить
«неприличные желания», связанные с Оно, и направить человека к совершенству в
мыслях, словах и поступках, наказывает и мучает духовно и даже физически, если
человек нарушает нормы совести.
Сверх-Я не пускает инстинкты в
Я, и тогда их энергия сублимируется, трансформируется, воплощается в иных
формах деятельности, которые приемлемы для общества и человека (творчество,
искусство, общественная и трудовая активность), в формах поведения (в снах,
описках, обмолвках, шутках, каламбурах, в свободных ассоциациях, в особенностях
забывания). Таким образом, сублимация — это преобразование энергии
подавленных, запретных желаний в другие виды деятельности, которые разрешены в
обществе. Если энергия либидо не находит выхода, то у человека возникают
психические заболевания, неврозы, истерические состояния, тоска.
Между тремя системами
психической структуры хорошо просматриваются зоны конфликтов, которые могут
дестабилизировать личность, если Я окажется неспособным восстановить равновесие.
Реалистическое разрешение
конфликтов возможно лишь при довольно сильном Я, которое не только определяет
требования Оно, но и преодолевает давление со стороны Сверх-Я. Но это идеальный
случай. Чаще конфликтные зоны в психической структуре приводят к фрустрации
Оно, т. е. к таким психическим состояниям, которые сопровождаются
отрицательными эмоциями и переживаниями: раздражением, тревогой и отчаянием.
Фрустрации побуждают Я снимать напряжение с помощью разного рода «выпускных
клапанов», к которым относятся выявленные Фрейдом и его дочерью Анноймеханизмы
психологической защиты.
Для спасения от конфликта между
Я и Оно применяются разные средства. Защитное поведение позволяет человеку
обезопасить себя от тех проблем, которые он пока не способен решить, снять
тревогу, связанную с угрожающими событиями (потеря близкого человека, любимой
игрушки, утраченная любовь других людей к себе и т. п.), а также помогает «уйти
от угрожающей реальности», иногда и преобразовать эту угрозу. На какое-то время
защитный механизм просто необходим, потому что человек не может сразу разрешить
проблему. Но если время идет, а она так и не решается, то защитный механизм
становится препятствием для личностного роста, поведение человека оказывается
непредсказуемым, и он может навредить сам себе. Он уходит от реальности и от
тех задач, которые ему надо решить. Таким образом, сами защитные механизмы
часто порождают все новые и новые проблемы, причем настоящую человек прячет,
подменяя ее псевдопроблемами.
Фрейд выделял следующие защитные
механизмы:
Вытеснение. Это —
непроизвольное удаление неприятных или недозволенных в тех или иных ситуациях
желаний, мыслей, чувств, переживаний из сознания в область бессознательного,
Оно. Подавление не бывает окончательным, вытесненные мысли не теряют своей
активности в бессознательном, и для предотвращения их прорыва в сознание
требуется постоянная затрата психической энергии, в результате чего ее может не
хватать для поддержания деятельности и здоровья человека. В результате
вытеснение часто является источником телесных заболеваний психогенной природы
(головные боли, артриты, язва, астма, сердечные болезни, гипертония и т. п.).
Психическая энергия подавленных желаний присутствует в теле человека независимо
от его сознания и находит свое болезненное выражение. Появляется
демонстративное безразличие к реальности.
Отрицание — уход в
фантазию, отрицание какого-либо события как «неправды»: «Этого не может быть».
Человек совершенно безразличен к логике, не замечает противоречий в своих
суждениях.
Рационализация —
бессознательная попытка оправдать, объяснить свое неправильное или абсурдное
поведение, построение приемлемых моральных, логичных обоснований, аргументов
для того, чтобы объяснить и оправдать неприемлемые формы поведения, мыслей,
поступков, желаний. Как правило, эти оправдания и объяснения не соответствуют
истинной причине совершенного поступка, которая может человеком не
осознаваться.
Инверсия, или
противодействие. Это — подмена действия, мысли, чувств, отвечающих
подлинному желанию, на противоположные.
Проекция — бессознательная
попытка избавиться от навязчивого желания, идеи, приписав ее другому лицу,
приписывание другому человеку своих собственных качеств, мыслей, чувств — т. е.
«отдаление угрозы от себя». Когда что-то осуждается в других, именно это не
принимается в себе, но человек не признает такого факта и не хочет понять, что
эти же качества присущи и ему. Таким образом, проекция позволяет возлагать вину
за свои недостатки и промахи на кого-нибудь иного. Ею же объясняются социальные
предрассудки и феномен «козла отпущения», поскольку этнические и расовые
стереотипы представляют собой удобную мишень для того, чтобы приписать другому
свои негативные личностные свойства.
Замещение. Проявление
эмоционального импульса переадресовывается от более угрожающего объекта или
личности к менее угрожающему. Например, ребенок после того, как его наказали
родители, толкает свою младшую сестренку, ломает ее игрушки, пинает собаку.
Сестра и собака замещают родителей, на которых сердит ребенок. Реже встречается
такая форма замещения, когда оно направлено против самого себя: враждебные
импульсы, адресованные другим, переадресовываются себе, что вызывает ощущение
подавленности или самоосуждение.
Изоляция. Это — отделение
угрожающей части ситуации от остальной психической сферы, что может привести к
раздвоению личности, к неполному Я.
Регрессия. Возвращение на
более ранний, примитивный, способ реагирования. Устойчивые регрессии
проявляются в том, что человек оправдывает свои поступки с позиции мышления
ребенка, не признает логику, отстаивает свою точку зрения, несмотря на правоту
аргументов собеседника. Он не развивается психически, и иногда возвращаются
детские привычки (грызть ногти и т.п.). «Мягкие» проявления регрессии у
взрослых включают несдержанность, недовольство.
Идентификация. Идентификация
определяется как отождествление себя с кем-нибудь другим. В процессе
идентификации индивид бессознательно уподобляется другому индивиду (объекту
идентификации). В качестве объектов идентификации могут выступать как индивиды,
так и группы. Идентификация приводит к подражанию действиям и переживаниям объекта.
Интроекция. Интроецироваться
могут черты и мотивы лиц, к которым субъект формирует самые различные
установки. Нередко интроецируется тот объект, который утрачен: эта утрата
заменяется интроекцией объекта в свое Я. З.Фрейд приводил пример, когда ребенок,
чувствовавший себя несчастным вследствие потери котенка, объяснил, недолго
думая, что он теперь сам котенок.
То, что существовало в дофрейдовской психологии в
качестве наметок или проектов приобрело вид законченной теории человеческой
личности. Психоанализ исследует такие процессы психики, как
вытеснение, реактивные формации, сублимация, замещение, проекции, инстинкты,
агрессия – все то, что скрыто в глубинах бессознательного, в той подводной
части «айсберга», которая не подлежит контролю разума, но при этом является
подлинным правителем человека. Осознание «скрытой информации» позволяет
добиваться выраженного терапевтического эффекта в борьбе с неврозами,
депрессиями, психотическими состояниями, болезнями.
Одной из фундаментальных работ
З. Фрейда является «Толкование сновидений». Сновидения в психоанализе
рассматриваются, как свидетельства нереализованных желаний и страхов.
Психоанализ обычно проводиться
в форме одночасовых сессий. Это длительный процесс, состоящий из десятков или
даже сотен сессий, которые проводятся в течение многих месяцев или даже лет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий